+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Задачи и функции прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации- единая Федеральная централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Понятие « прокурор», используемое в УПК РФ, имеет следующее значение: Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, помощники, прокуроры главных управлений, управлений отделов Генеральной прокуратуры РФ, а также подчиненные Генеральному прокурору РФ прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры, прокуроры района, города и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры, их заместители и помощники, а также прокуроры управлений и отделов прокуратур, участвующие в уголовном судопроизводстве и в пределах своих полномочий осуществляющие от имени государства уголовное преследование, надзор за исполнением законов и другие функции, которыми они наделены федеральным законодательством.

Компетенция и полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве и формы их реализации вытекают из Конституции РФ и признанных Россией принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации; они прямо предусмотрены статьями УПК РФ, Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» и рядом иных Федеральных законов, конкретизированы с учетом родовой и территориальной поднадзорности приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. В организации своей уголовно- процессуальной деятельности прокуроры руководствуются также постановлениями Пленума Верховного Суда и постановлениями Конституционного Суда РФ[1].

Цели прокурора в уголовном процессе состоят в обеспечении ими верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законов интересов общества и государства. Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве должно способствовать укреплению правопорядка в России, предупреждению и искоренение преступлений, устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, воспитанию населения России в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, уважения правил социального Общежития.

Задачами прокурора в уголовном судопроизводстве являются:

1. Обеспечение своевременного возбуждения уголовных дел в каждом случае обнаружения признаков преступления, быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.

2. Обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования в уголовном процессе всех обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.

3. недопущение незаконного и необоснованного привлечения человека и гражданина к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу и иного незаконного и необоснованного ограничения в правах, обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, а также охраняемых законных интересов общества и государства[2].

Функции прокурора в уголовном судопроизводстве. Многостадийность отечественного уголовного судопроизводства, многообразие его процессуальных форм и особая роль прокуроров в нем обусловливает разнообразие их функций в уголовном процессе. Как указанно в статье 37 УПК РФ, прокуроры осуществляют от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства и надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия и помимо этого в соответствии с ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», и другими УПК РФ также иные функции, которыми являются, осуществление от имени государства надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями медицинских и судебно-психиатрических учреждений; участие в рассмотрении судами уголовных дел в соответствии с УПК РФ, обжалование противоречащих закону приговоров, определений и постановлений судов и подлежащие данных жалоб в соответствующих судебных инстанциях.; осуществление международного сотрудничества по уголовным делам; рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений участников уголовного судопроизводства; координация деятельности по борьбе с преступностью органов дознания, предварительного следствия и взаимодействующих с ними иных правоохранительных органов[3].

По вопросам предварительного следствия и дознания не требующим законодательного регулирования, Генеральный прокурор РФ издает указания, обязательные для исполнения.

С учетом особенностей уголовного процесса участие прокурора во всех его стадиях, т. е. как в досудебном, так и в судебном производстве по каждому уголовному делу[4].

К органам и должностным лицам уголовного судопроизводства, отнесённым к стороне обвинения и осуществляющим функцию уголовного преследования, как упоминалось, УПК РФ в первую очередь относит прокурора.

Согласно ст. 37 ч. 1 , «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

Необходимо отметить, что функции – это виды, основные направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью. Прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, осуществляет единственную функцию — поддержание государственного обвинения[5].

Прокурор, являясь государственным обвинителем, принимает не­посредственное участие в рассмотрении судом конкретных уголовных дел, осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства путем поддержания государственного обвинения (ч. 1 и ч.4 ст. 37 УПК РФ). С учетом положений судебной реформы и приня­того на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях про­курор выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного судопро­изводства. В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия, которыми он наделен в досудебном производстве, и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель-сторона в процессе[i].

Государственное обвинение представляет собой одну из разновидностей уголовно-процессуальной функции обвинения, реализуемой в условиях судебного разбирательства. Функция обвинения существует на стадии предварительного расследования, переходя в стадию судебного разбирательства дела, выполняется уже с помощью совершенно иных процессуальных средств и методов, чем на стадии предварительного расследования. И их особенность характеризуется собирательным понятием — поддержание государственного обвинения.

Осуществление обвинения должностными лицами органов государственной власти имеет то принципиальное отличие от деятельности частных лиц, что преступлением был причинен вред не им конкретно, а всему обществу. Обвинитель действует не по частному своему усмотрению и не во имя частного интереса, а в общегосударственных интересах. «Именно опасность преступлений для всего общества вызвала необходимость учреждения специальных органов государственной власти, уличающих лицо, совершившее преступление, и обеспечивающих применение к нему уголовного наказания»[6].

Общеизвестно, насколько слож­на и многогранна деятельность го­сударственного обвинителя, осу­ществляющего в суде уголовное преследование. Его работа в соот­ветствии с п. 1 приказа Генераль­ной прокуратуры РФ от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации ра­боты прокуроров в судебных ста­диях уголовного судопроизводства» является «одним из важнейших на­правлений в деятельности органов прокуратуры». И, как следует из п. 2 приказа Генпрокура­туры РФ № 28, деятельность госу­дарственного обвинителя должна «всемерно способствовать установ­лению судом истины, необходимой для вынесения законного, обосно­ванного и справедливого решения».

Государственное обвинение имеет место в тех случаях, когда его осуществляет прокурор, а в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде следователю или дознавателю (ч.4 ст. 37 УПК РФ). Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч.6 ст.37 УПК).

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке (ч.1 ст.20 УПК РФ). В судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно участие государственного обвинителя, по делам же частного обвинения его роль выполняет частный обвинитель, который является потерпевшим, таким образом, участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным (ч.1 — ч.3 ст.246УПК РФ)[7].

В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель представляет доказатель­ства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопро­сам, возникающим в ходе судебного разбирательства, выс­казывает суду предложения о применении уголовного зако­на и назначении подсудимому наказания (ч.5 ст. 246 УПК РФ).

Большое значение имеет активное учас­тие прокурора в судебном следствии, именно здесь, в условиях непосредственности, устности и гласности, государственному обвинителю предоставляется возможность отстаивать перед судом предъявленное подсудимому обвинение. По УПК РФ судебное следствие начинается не с оглашения обви­нительного заключения (так было по УПК РСФСР 1960 года), а с изложения государственным обвинителем предъявленного подсуди­мому обвинения (ч.1 ст.273 УПК РФ).

В процессе судебного следствия прокурор обязан пред­ставить объективно и полно исследовать все доказатель­ства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. При этом прокурор определяет порядок иссле­дования доказательств в суде, очередности допроса подсу­димых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в осмотре вещественных доказательств, местности и помеще­ний и т.п. Для прокурора важное процессуальное и тактическое значение имеет установление порядка исследования представленных им доказа­тельств на судебном следствии, так как он первым представляет доказательства и определяет очередность их исследования. Только после исследования доказательств, представлен­ных стороной обвинения, исследуются доказательства защиты (ч.1 и 2 ст.274 УПК РФ)[8].

УПК РФ заметно расширил возможности судебного следствия как в целях исследования представленных сторонами доказательств, так и для получения новой доказательственной информации по сравнению с УПК РСФСР. Кроме допросов, осмотра вещественных доказательств, местности и помещения, оглашения показаний и документов, производства экспертизы (допускавшихся на судебном следствии УПК РСФСР 1960 года), возможно производить также следственный эксперимент (ст.288), предъявление для опознания (ст.289) и освидетельствование (ст.290). После оглашения показаний подсудимого, потерпевшего или свидетеля при необходимости воспро­изводятся звукозаписи, видеозаписи или киносъемка этих показаний. Допрос свидетеля судом допускается без оглашения данных о его лич­ности и вне визуального наблюдения другими участниками процесса (ч.5 ст.278 УПК РФ).

На основании исследования всех этих доказательств про­курор должен убедиться в их достаточности для вынесения подсудимому обвинительного приговора. В противном слу­чае прокурор в конце судебного следствия должен заявить ходатайство о дополнении судебного следствия, в котором он должен указать, какие доказательства необходимо дополнительно исследовать в судебном заседании. При этом прокурор ука­зывает на доказательства, уже бывшие предметом судебно­го исследования, либо новые доказательства, которые судом еще не исследовались.

Выполняемая прокурором функция уголовного преследо­вания наиболее полное и яркое выражение находит в обвини­тельной речи прокурора, с нее начинаются прения сторон (ч.3 ст.292 УПК РФ). В ней дается краткая характеристи­ка фабулы дела, общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, доказательств вины подсудимого в совершенном преступлении, причин и усло­вий, способствовавших совершению преступления. В обви­нительной речи прокурор обосновывает правильность опре­деленной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказы­вает свое предложение относительно меры наказания. При этом он не должен ссылаться на доказательства, которые не были предметом рассмотрения на судебном следствии или были признаны судом недопустимыми (ч.4 ст. 292 УПК РФ)[9].

Это интересно:  Как узнать задолженность перед банком по фамилии

Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях с речью, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением. Поэтому, если он в процессе судебного следствия и рассмотрения всех матери­алов дела в суде придет к выводу, что предъявленное подсу­димому обвинение не подтвердилось, то в соответствии с п. 7 ст. 246 УПК РФ обязан отказаться полностью или час­тично от обвинения. При полном отказе от обвинения обви­нительной речи, естественно, быть не может.

После выступления в прениях предста­вителя защиты и других участников судебного процесса прокурор согласно п. 6 ст. 292 УПК РФ может выступить еще раз с репликой. В ней обычно прокурор уточняет свою уже высказанную позицию, в случае необходимости приво­дит дополнительные доводы к своей речи обвинителя[10].

В п. 7 ст. 292 У11К РФ установлено, что прокурор, наряду с другими участниками уголовного судопроизводства, по окончании прений сторон, но до удаления суда в совещательную комнату вправе предъявить суду в письмен­ном виде предлагаемые им формулировки решений по следующим вопросам: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется под­судимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; является ли это дея­ние преступлением и каким пунктом, частью, статьей УК РФ оно предусмотре­но; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; подлежит пи подсудимый наказанию за совершенное им преступление; имеются ли обстоя­тельства, смягчающие или отягчающие наказание (п. п. 1-6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ). Однако предлагаемые формулировки не имеют для суда обязательной силы[11].

На сегодняшний день деятельность, направленную на обвинение, вправе осуществлять любое лицо, участвующее на стороне обвинения, однако по делам публичного и частно-публичного обвинения решающая роль принадлежит все же представителям государства. Так как именно им принадлежит право формулировать обвинение, которое определяет специфику судебного разбирательства, поскольку они ответственны как за предъявление обвинения, так и за его поддержание в суде по каждому конкретному делу, их, по сути, законодатель подразумевает, когда говорит о стороне обвинения, поскольку они «заслоняют собой всех остальных участников, на одной стороне с ними выступающих». Прокурор выступает руководителем обвинения в суде, поскольку в решении всех вопросов, связанных с обвинением, последнее слово принадлежит именно ему.

Относительно дел частного обвинения можно сказать, что здесь решающая роль принадлежит потерпевшему, по заявлению которого возбуждаются дела частного обвинения, который формулирует обвинение и в судебном заседании поддерживает его, изобличая подсудимого, равно как примирение потерпевшего с обвиняемым влечет прекращение производства по уголовному делу[12].

В соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ уголовными делами частного обви­нения считаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129 ч. 1 (кле­вета) и 130 (оскорбление) Уголовного кодекса РФ. Характерной чертой дел частного обвинения является то, что они могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего, его законного представителя и представителя.

«Отчасти из-за нецелесообразности расследовать дела, не
представляющие особой общественной опасности, отчасти из-за
невозможности установить факт нарушения прав личности без
соответствующего заявления, исходящего от пострадавшего, государство
перекладывает и право, и обязанность доказывания виновности обвиняемого на плечи частных лиц»[ii]. Но, несмотря на то, что по делам частного обвинения доказывание факта совершения преступления и виновности подсудимого осуществляется потерпевшим, возможность участия прокурора в уголовном деле не исключается в случае, если потерпевший сам не может защитить свои интересы.

Согласно ч. 4 ст. 20 УПК РФ и ч. 3 ст.318 УПК прокурор, а также следователь или дознава­тель с согласия прокурора, вправе возбудить уголовное дело частного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если: преступление совершено в отношении лица, находящегося в «зависимом состоянии»; потерпевший находится в беспомощном состоянии; потерпевший по иным причинам не может воспользоваться принадлежащими ему правами.

Согласно ч. 4 ст. 318 УПК, вступление в уголовное дело частного обвинения прокурора не лишает частных лиц возможности примирения, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР (ч.5 ст.27), запрещавшего потерпевшего.

прекращение дела частного обвинения за примирением сторон, если в нем принимал участие прокурор.

Соответственно, прекращение уголовного дела частного обвинения зависит только от волеизъявления частных лиц. Прокурор вправе возбудить уголовное дело частного обвинения даже вопреки желанию потерпевшего, однако на решение вопроса о примирении прокурор влиять не в состоянии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прокурор, являясь государственным обвинителем по делам публичного и частно-публичного обвинения в ходе судебного разбирательства руководит обвинением, на него возложена обязанность доказывания предъявленного подсудимому обвинения, а по делам частного обвинения его роль выполняет потерпевший[13].

Цели и задачи деятельности прокуратуры

Знать

• цели осуществления прокуратурой своей деятельности;

• основные функции, осуществляемые органами прокуратуры;

• иные направления (участки) прокурорской деятельности;

Уметь

• формулировать задачи, стоящие перед органами прокуратуры, и классифицировать их;

• определять понятия «прокурорская деятельность», «отрасль прокурорского надзора», «направление прокурорского надзора», «иные направления прокурорской деятельности»;

Владеть навыками

• разграничения направлений прокурорской деятельности, функций прокурорского надзора по отраслевому принципу и отграничения ее от контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.[1]

Цели и задачи деятельности прокуратуры

Цели деятельности прокуратуры — это законодательно установленные ориентиры, предопределяющие смысл и содержание правоохранительной деятельности прокуратуры РФ. Речь может идти о конечном положительном результате в плане укрепления законности, на достижение которого направлена вся многогранная деятельность прокуратуры. Особо значима в этом роль прокурорского надзора, являющегося основной функцией прокуратуры. Цели деятельности прокуратуры определяются ее статусом, местом и ролью в государстве. Они вытекают из требований Конституции РФ и законодательства об организации и деятельности прокуратуры. В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что целями прокуратуры является обеспечение: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) охраняемых законом интересов общества и государства.

В обобщенном виде можно сказать, что целью деятельности прокуратуры является достижение точного и единообразного исполнения законов, действующих на территории страны, всеми физическими и юридическими лицами, на которых распространяются полномочия прокуроров. Имеется в виду достижение в перспективе более высокого уровня состояния законности.

Состояние законности — это уровень исполнения законов, как в форме соблюдения, так и применения, который обусловлен различными факторами объективного и субъективного характера (качеством законодательства, уровнем законопослушности населения, количеством совершаемых правонарушений и многими другими).

Цели, стоящие перед прокуратурой, реализуются (достигаются) прокурором путем постоянного каждодневного решения многочисленных задач. Задачи — категория более конкретная, ограниченная.

Задачи прокуратуры — обусловленные стоящими перед прокуратурой РФ целями и вытекающие из требований законов, а также складывающегося в стране или конкретных регионах состояния законности проблемные вопросы, решение которых достигается посредством осуществления прокурорского надзора, иных возложенных на прокуратуру функций и направлений (участков) деятельности. Задачи подразделяются на три уровня: общие, специальные и частные. Они могут иметь нормативное закрепление в организационно-распорядительных актах Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

Общие задачи прокуратуры — это задачи, выполнение которых осуществляется всеми органами прокуратуры независимо от уровня и специализации, вида осуществляемой деятельности. К общим задачам можно отнести:

1) необходимость достижения в процессе осуществления той или иной деятельности наибольшей эффективности;

2) формирование в обществе атмосферы неприятия фактов противоправного поведения;

3) создание среди населения образа прокурорского работника как должностного лица, проявляющего принципиальность в вопросах укрепления законности, защищающего права и законные интересы не только государства и общества в целом, но и конкретных индивидов, и др.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также другими законами, в особенности кодексами (АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ). Общие задачи, стоящие перед прокуратурой в целом, являются одновременно задачами каждой из отраслей прокурорского надзора, направлений и участков ее деятельности. Каждая из отраслей, направлений и участков деятельности вносят свой вклад в решение общих задач.

Специальные задачи прокуратуры — задачи, вытекающие из содержания конкретной функции, направления или участка деятельности, осуществляемой органами прокуратуры. Так, к специальным задачам надзорной деятельности относятся:

1) полное выявление в ходе проверок имеющих место нарушений законов;

2) установление виновных в совершении нарушений законов лиц и лиц, при попустительстве которых совершаются нарушения закона;

3) принятие надлежащих мер к устранению выявленных нарушений закона и способствующих им обстоятельств, наказанию виновных лиц и возмещению причиненного нарушениями закона ущерба.

Специальными задачами при участии прокурора в правотворческой деятельности являются:

1) своевременное выявление имеющихся недостатков в правовом регулировании тех или иных сфер общественных отношений;

2) подготовка юридически грамотных и обоснованных предложений по совершенствованию законодательства;

3) принципиальная позиция при направлении проекта документа в уполномоченный на то орган государственной власти или местного самоуправления и отстаивании его при обсуждении в таких органах.

Частные задачи прокуратуры — задачи, которые ставит перед конкретным прокурором вышестоящий прокурор или текущая оперативная обстановка.

Например, прокурору района может поступить от прокурора субъекта РФ поручение срочно подготовить отчет о состоянии преступности среди несовершеннолетних за тот или иной период. В то же время поступление в прокуратуру жалобы ставит на повестку дня вопрос о проведении проверки ее доводов.

Таким образом, частные задачи отличаются от общих и специальных, прежде всего, конкретизированностью и характеризуются оперативностью их выполнения. Эти задачи, как правило, не являются постоянными, они многочисленны, разнообразны.

Функции прокуратуры

Функция — это круг основной деятельности, обязанности, назначение того или иного органа [2] , для чего он и создавался. Сказанное имеет прямое отношение к органам прокуратуры.

Функция прокуратуры — осуществляемый в строго регламентируемых федеральным законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой РФ целей, заключающийся в реализации прокурорами возложенных на них полномочий, исходя из установленной законами и руководящими указаниями вышестоящих прокуроров компетенции.

Функционирование прокуратуры — повседневный процесс реализации возложенных на нее функций. Всесторонний анализ многогранной деятельности прокуратуры позволяет сделать вывод о том, что на нее возложены четыре функции.

Это интересно:  Вопрос по возврату страховки по потребительскому кредиту

Функция первая — надзорная или прокурорский надзор. Это основная, главенствующая функция российской прокуратуры, которая, являясь по своему статусу самостоятельным надзорным органом, осуществляет широкоохватный надзор за исполнением законов немалым числом юридических и физических лиц (объектов и субъектов надзора).

Это не только органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы контроля, военные органы, но и многочисленные государственные и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, учреждения, предприятия, общественные организации, их должностные лица, руководители, собственники.

Распространяется прокурорский надзор и на органы, осуществляющие ОРД, дознание и предварительное следствие, службы судебных приставов, органы уголовно-исполнительной системы. Более того, соответствующие прокуроры, встречаясь с фактами нарушения законов в основном в форме принятия или издания незаконных актов, решений органами, в отношении которых прокурорский надзор за исполнением законов не осуществляется (высшие органы государственной власти и управления, суды), принимают меры к их устранению путем информирования об этом руководителей этих органов или обжалования решений судов.

Функция вторая — уголовное преследование, под которым понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства.

Это преследование выражается в поддержании государственного обвинения по уголовным делам в судах общей юрисдикции, а также в требовании регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, предъявляемом к органам предварительного расследования; инициировании вопроса перед органами дознания и предварительного следствия о возбуждении уголовного дела; отмене необоснованного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела; утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу; оспаривании незаконных, необоснованных и несправедливых приговоров и иных решений судов и в других действиях прокуроров.

Функция третья — координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выражающаяся в совокупности осуществляемых правоохранительными органами под руководством органов прокуратуры совместных мероприятий, направленных на стабилизацию и снижение уровня преступности в целом и конкретных ее видов, предупреждение преступных проявлений в районе, городе, регионе, в целом по стране.

К числу правоохранительных органов законодательно отнесены органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотиков, органы Следственного комитета РФ и другие государственные органы исполнительной власти.

Функция четвертая — участие прокурора в судах в рамках уголовного, конституционного, арбитражного, гражданского и административного судопроизводств, выражающаяся в инициировании прокурорами в установленных законом случаях перед судами соответствующего уровня и специализации вопросов, требующих судебного решения, а также в обязательном участии прокуроров в предусмотренных законом случаях в рассмотрении судами дел определенных категорий.

70. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.

Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).

Цели деятельности современной прокуратуры РФ указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где указано, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения:

Единства и укрепления законности;

Защиты прав и свобод человека и гражданина;

Охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора:

Своевременное выявление нарушений закона

Своевременное устранение нарушений закона 3) Предупреждение нарушений закона.

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов.

Надзорная функция подразделяется на подфункции:

надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;  надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ:

Конституция РФ ст. 129

Закон «о прокуратуре» № 168-ФЗ от 17.11.95г

Кодификационные нормативно-правовые акты УПК, ГК, АПК РФ 4. Приказы Генерального прокурора РФ

5. Решения КС РФ.

71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.

Прокурорский надзор — это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном ФЗ «О прокуратуре РФ».

Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:

Предмет надзора,т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно принимать меры к устранению нарушений законности.

Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Таким образом, отрасли прокурорского надзора это регламентированные ФЗ виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:

надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Цели, задачи и функции органов прокуратуры — основа качественного обеспечения законности *

Гулягин Александр Юрьевич, кандидат юридических наук.

В статье делается попытка обосновать мысль о том, что правильно поставленные перед прокуратурой цели и задачи и приданные для их реализации функции являются залогом качественного решения основных вопросов прокурорского надзора, обеспечения законности. Для этого анализируются научные определения целей, задач, функций и соотношение их с практической деятельностью прокуратуры.

Ключевые слова: цели, задачи, функции, прокурорский надзор, законность.

The article tries to substantiate the idea that purposes and tasks set correctly before the procurator’s office and the functions given to it for realization of such purposes and tasks will help to resolve the basic problems of procurator’s supervision, ensuring legitimacy. To achieve this goal the author analyses scientific definitions of purposes, tasks, functions and correlation thereof with the practice activity of procurator’s office.

Key words: purposes, tasks, functions, procurator’s supervision, legitimacy.

Наличие четко определенных целей, задач — это необходимый атрибут любой организованной структуры, любого органа или организации . Через цели, задачи того или иного государственного органа, организации получает отражение его сущность, предмет и пределы деятельности. Именно цели и задачи определяют функции этих структурных образований, устанавливаются компетенция и конкретные полномочия каждого из них. В зависимости от полноты достижения целей и задач определяется эффективность функционирования государственного органа, учреждения .

Не будет в данном случае исключений и с органами прокуратуры.

При этом в этимологическом смысле цель — это то, к чему стремятся, чего надо достичь. В философии она рассматривается как идеально намеченная модель, мысленно представляемый образ предполагаемого результата. С точки зрения диалектики цель представляется как идеальное предвосхищение результата деятельности, а сама деятельность — как сложный процесс выдвижения и осуществления цели . В свою очередь, цели деятельности могут быть главные (основные), функциональные и вспомогательные . К главной цели относится стремление получить определенный результат, к функциональным — достижение определенного состояния деятельности, а к вспомогательным — создание необходимых организационных, экономических, социальных условий для эффективной реализации главных и функциональных целей.

Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить» . Аналогичное значение данного слова дает Д.Н. Ушаков: «. то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить» . В философии «цель — представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия» .

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 259.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1996. С. 1211.
Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 506.

Цели и задачи обусловливают внутреннее содержание деятельности того или иного органа, института, принципы его функционирования и построения, включая и саму форму организации.

Думается, что подтверждений этому не требуется, поскольку и в повседневной деятельности это находит отражение. Однозначно то, что наши действия опосредованы тем, к чему мы стремимся, нашей целью. Структура различных нормативных правовых актов, описывающих компетенцию того или иного органа государства, выстроена по принципу от общего к частному, то есть от целей деятельности к задачам, функциям и компетенции по их реализации.

В этой связи представляется правильной мысль Е.Р. Ергашева, который говорит, что принципы любой отрасли права, как, впрочем, и правового института, складываются непроизвольно, поскольку причинно обусловлены целями и задачами, поставленными государством перед органами прокуратуры. Принципы данного института прокурорского надзорно-охранительного права должны быть таковыми, чтобы осуществляемая на их основе надзорная деятельность прокуратуры была способной решить поставленные задачи и обеспечить достижение результативности целей .

Это интересно:  В каких формах выступает современный терроризм

Ергашев Е.Р. Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом // Российский судья. 2007. N 12.

Конкретное представление о целях прокуратуры может быть сформировано на основе анализа законодательства, регламентирующего деятельность прокуратуры.

Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, а значит, и таких, как прокуратура.

Одной из основных целей прокуратуры в Законе о прокуратуре (ст. 1) определено обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:

  1. верховенства закона;
  2. единства и укрепления законности;
  3. защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.

В Федеральном законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены прежде всего в законах . И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.

Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М., 1996. С. 2.

Необходимо отметить, что сами по себе цели, как и их понятийные категории, являются абсолютно бессмысленными в отрыве, вне связки с такими категориями, как задачи и функции (применительно к деятельности государственных органов). Оставаясь вне связи с взаимодополняющими обозначенными категориями, они становятся не чем иным, как лозунгами, не влекущими за собой никаких правовых и иных последствий.

Нередко цели и задачи деятельности того или иного органа отождествляют. Вместе с тем проводят и их различие. Условно это различие можно представить так: цель — это то, что желаешь достичь, а задача — это то, что надо сделать, чтобы достичь желаемый, планируемый результат. Как более конкретные и частные категории задачи в зависимости от реализации всех и отдельных функций органа, организации подразделяют на общие и специальные (частные). Иногда выделяют функциональные задачи.

Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.

Таким образом, исходя из изложенного выше, следует, с нашей точки зрения, четко уяснить, что цели и задачи деятельности прокуратуры исчерпывающим образом определены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», иных законах, ряде международных договоров Российской Федерации, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. При этом цели и задачи отмеченной деятельности определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государственном механизме .

См.: Кобзарев Ф.М. Указ. раб.

В «Курсе лекций по прокурорскому надзору» В.Ф. Крюков предлагает различать цели деятельности прокуратуры — ближайшие и конечные . По его мнению, принятие прокурором мер по установлению конкретного нарушения прав и свобод гражданина и восстановление их — это ближайшая цель. Конечная цель прокурорского надзора состоит в создании условий, исключающих нарушение закона.

Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учеб. пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2000. С. 29.

В отличие от понятий целей и задач более устоялось в юридической литературе понятие «функция». Оно, по выражению В.П. Рябцева, относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности того или иного государственного органа. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, он сформулировал понятие «функция» по отношению к прокуратуре как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий, правовых средств и процедур .

Функцией прокуратуры является надзор. Об этом со ссылкой на разных авторов пишет Ф.М. Кобзарев: «Анализ норм и положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры .

Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения» .

Кобзарев Ф.М. Указ. раб.

Ю.П. Синельщиков о функциях прокуратуры пишет следующее: «Функция надзора за исполнением законов прямо закреплена в законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установила: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». В ч. 1 ст. 37 УПК РФ говорится о том, что прокурор осуществляет «. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

Оба упомянутых закона говорят лишь о двух функциях прокурора: надзора за законностью и уголовного преследования. Причем если Закон о прокуратуре РФ на первое место ставит надзор, то УПК РФ — уголовное преследование» .

Синельщиков Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. 2008. N 17.

В свою очередь, С. Осипян, говоря о функциях, пишет следующее:

«Исходя из задач прокуратуры, определяющих осуществление ее полномочий в общей системе ее функциональной деятельности в надзорной сфере и осуществлении уголовного преследования, базовые функции являются логически первичными для деятельности прокуратуры. В целом они определены в Законе о прокуратуре. Однако думается, что с учетом сегодняшних реалий они не могут не быть пересмотрены. В законе, нам представляется, должны быть четко обозначены три базовые функции прокуратуры:

  • функция надзора за соблюдением Конституции и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора);
  • функция уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства;
  • функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде» .

Осипян С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. N 12.

Такой подход представляется правильным, соответствующим характеру тех полномочий, которыми прокурор наделен в настоящее время.

Как уже упоминалось выше, прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности — прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры.

Ю.П. Синельщиков, говоря о важности надзора, пишет, что совершенно очевидно, что в связи с принятием Закона от 5 июня 2007 г. функция надзора за законностью становится главной, а по нашему мнению, и единственной на досудебных стадиях уголовного процесса .

Синельщиков Ю.П. Указ. раб.

М.Н. Шевцов определяет прокурорский надзор за исполнением законодательства как эффективную надведомственную форму контроля со стороны Российского государства, целью которого является обеспечение законности .

Шевцов М.Н. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности средствами прокурорского надзора // Законодательство и экономика. 2006. N 9.

Указанные цели могут быть достигнуты путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, охраны социально-экономических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в составе Федерации, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления .

Прокурорский надзор состоит:

  • в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;
  • в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.

Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего, правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти. Об этом говорится в п. 1 ст. 129 Конституции РФ. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ, даже если предмет надзора — исполнение законов субъектом Федерации .

Анализируя изложенное, следует сказать, что правильно поставленные цели и задачи, правильно подобранный функциональный инструментарий в сфере прокурорской деятельности позволят максимально обеспечить приоритет законности в различных системах правоотношений и отраслях жизни, качественно обеспечивать права и свободы человека, а также интересы общества и государства.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, studfiles.net, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector