+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Защита избирательных прав граждан

Политическое устройство современной России основано на выборности основных органов государственной и муниципальной власти. В главе 26 ГПК устанавливаются лишь самые общие правила производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, так как процессуально-процедурные нормы, регулирующие рассмотрение этих дел, устанавливаются в других федеральных законах о выборах конкретных органов власти и референдумах.

Споры при осуществлении избирательных прав могут быть самые разнообразные: связанные с регистрацией кандидатов, предвыборной агитацией, опротестованием регистрации, недействительностью выборов, включением в списки избирателей и т.д. подсудность этих дел устанавливается в ст. ст. 24, 26, 27, ГПК.

Закон устанавливает две категории лиц, которые могут обратиться в суд: лица, обращающиеся в суд за защитой избирательных прав и лица, обращающиеся в суд в связи с нарушением избирательного законодательства. К первым относятся избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, если считают, что решениями, действиями (бездействием) органов власти, должностных лиц, общественных организаций, избирательной комиссии, комиссии референдума нарушаются их избирательные права или право на участие в референдуме. Если такого рода действиями нарушаются права значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств указанные в заявлении нарушения приобрели особое общественное значение, то в ВС РФ должна обратиться Центральная избирательная комиссия РФ.

Вторая группа лиц, имеет право на обращение в суд по поводу нарушения избирательного законодательства любыми органами власти, должностными лицами, кандидатом, избирательными объединениями и блоками, политическими партиями и их региональными отделениями, а также иными общественными объединениями, инициативными группами и избирательными комиссиями. К ней относятся: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъекта РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума.

В ГПК устанавливается общий срок обращения в суд по делам, связанным с нарушением избирательных прав и нарушением избирательного законодательства – три месяца со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известным о нарушении его прав или законодательства. Кроме того, для некоторых видов дел устанавливаются специальные сроки. Может быть подано в суд заявление:

· на решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы, отмене регистрации – в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения;

· избирательной комиссией, которая произвела регистрацию об отмене регистрации – не позднее 8 дней до голосования;

· касающееся нарушений избирательных прав или права на участие в референдуме, после опубликования результатов выборов, – в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов или референдума;

· Заявление о расформировании избирательной комиссии референдума может быть подано в суд в сроки, установленные федеральным законом.

В ст.260 ГПК устанавливаются общие правила в отношении сроков рассмотрения дел о нарушении избирательных прав и избирательного законодательства. К сожалению, указанные сроки не всегда соблюдаются, потому, что в избирательном законодательстве часто устанавливаются иные сроки. Заявление, поданное в суд в ходе избирательной компании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего голосованию, а заявление поступившее в день голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение принимается не позднее чем через десять дней со дня подачи заявления. Специальные сроки рассмотрения заявлений о нарушении избирательных прав и избирательного законодательства зависят от вида нарушения. Заявления рассматриваются судом по делам:

· о неправильности в списках избирателей – в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего голосованию, а в день голосования – немедленно;

· об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов – не позднее, чем за пять дней до дня голосования;

· относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума – в течение двух месяцев со дня подачи;

· решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума – не позднее чем за три дня до голосования;

· о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума – не позднее 14 дней, а входе избирательной компании, проведения референдума – не позднее трех дней со дня подачи заявления. Эти дела рассматриваются в коллегиальном составе суда, состоящем из трех профессиональных судей.

Все заявления рассматриваются судом с участием заявителя, представителей соответствующих органов власти, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдумов, должностных лиц, прокурора. Неявка указанных лиц, не является препятствием для рассмотрения и разрешению дела.

Обеспечительными мерами при рассмотрении дел об избирательных правах в период избирательной компании и до дня опубликования результатов выборов или референдума не могут быть:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.

В случае признания заявления обоснованным, суд удовлетворяет его и принимает решение обязывающее удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Вступившее в законную силу решение суда направляется руководителю соответствующего органа или должностному лицу. Решение подлежит исполнению, в указанные судом сроки, по правилам, установленным ГПК. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. По этой категории дел в ГПК устанавливается и специальный срок на подачу апелляционной жалобы в ходе избирательной компании или подготовки референдума, – она может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Право граждан Российской Федерации избирать и быть выбранными, а также право на участие в референдуме (далее — избирательные права) являются одними из главнейших конституционных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации в статье 32. Защита данных прав осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

Субъекты споров о защите избирательных прав

Чтобы обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме необходимо обладать определенным статусом — быть избирателем или участником референдума. Данный статусприобретается с рождения, но фактическиреализуетсягражданами непосредственно в период проведения выборов или референдума.

Помимо избирателей и участников референдумов обжаловать действия (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, а также избирательных комиссий, комиссий референдума, нарушающие избирательные права могут:

— политические партии (их подразделения);

— различные общественные объединения;

— группы участников референдума;

— и иные лица, группы лиц, объединения, комиссии и должностные лица.

Сроки по делам о защите избирательных прав

Особенностью административных дел, связанных с защитой избирательных прав, являются особые сроки. В силу специфики общественных отношений, в рамках которых складываются подобные споры, действия суда должны быть максимально оперативными. Таким образом, в делах такого характера преобладают особые сроки, которые порой составляют не более 5 дней.

Общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В связи с особым характером общественных отношений, складывающихся в ходе реализации избирательных прав и права на референдум, а также их защитой, в статье 240 КАС РФ установлены специальные сроки на подачу административного иска в защиту обозначенных выше прав.

Помимо общего КАС РФ предусматривает и специальные сроки в зависимости от вида спора. Так, исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования или исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Важно отметить и помнить, что общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав восстановить можно, а вот специальные сроки закон прямо запрещает восстанавливать вне зависимости от причины пропуска (части 7,8 статьи 240 КАС РФ).

Сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав также варьируются (статья 241 КАС РФ):

Это интересно:  Сро на газовые работы

— в течение пяти дней рассматриваются дела, поступившие в суд в период избирательной кампании (референдума) до дня голосования (но не позднее дня, предшествующего дню голосования), а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно;

— исковое заявление об ошибках в списках избирателей, участников референдума рассматривается в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, — немедленно;

— и иные специальные сроки.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав

Согласно части 2 статьи 243 КАС РФ дела о расформировании избирательных комиссий (комиссий референдума), об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов ГДФС РФ, результатах референдума РФ рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

Если оспаривается решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдумаоб итогах голосования, то при рассмотрении такого дела обязательно участие представителя территориальной комиссии или представителя комиссии, организующего референдум или соответствующие выборы.

Часть 6 статьи 243 КАС РФ устанавливает прямой запрет на рассмотрение дел о защите избирательных прав в упрощенном (письменном) порядке.

Прекращение судебного производства

Прекращение судебного производства связано либо с отказом от административного иска лица, подавшего его, либо с иными обстоятельствами, закрепленными в статье 194 и части 2 статьи 242 КАС РФ. К таким обстоятельствам относится:

— если административное дело должно рассматриваться в ином судебном порядке;

— если между сторонами уже был спор по данному предмету и по тем же основаниям и имеется судебное решение, вступившее в законную силу;

— если между сторонами заключено соглашение о примирении и такое соглашение утверждено судом;

— если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из списка кандидата, совершившего действия, послужившие поводом для обращения в суд;

Принятие решения

В случае, если суд установит нарушение избирательных прав, то в своем решении он не только указывает на такие нарушения, но также определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав и обязывает лицо, допустившее такие нарушения, проинформировать суд и лицо, которое обратилось с административным иском, о результатах исполнения решения суда (часть 1 статьи244 КАС РФ).

Учитывая характер спорных правоотношений, мотивированное решение суда, принятое до дня голосования на тех или иных выборах, референдуме, должно быть изготовлено в максимально сжатые сроки. Также копия решения суда вручается не только лицам, участвовавшим в споре, но и представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, под роспись. Вручение вышеназванным лицам копии решения происходит в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а если решение принято избирательной компании до дня голосования — незамедлительно, способом, позволяющим обеспечить самую быструю доставку.

Некоторые решения в силу характера разрешаемого спора могут вступать в силу немедленно (например, включение гражданина в список избирателей). Такие решения также направляются самым быстрым спо собом в избирательные комиссии.

Статья подготовлена: 20.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Основные способы защиты избирательных прав

Нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »), то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.

Приоритетность судебной процедуры, в частности, проявляется в следующем. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Помимо защиты избирательных прав в суде и путем подачи жалоб в избирательные комиссии граждане могут обращаться с жалобами и заявлениями в органы внутренних дел и прокуратуру. Это, например, актуально при совершении административных правонарушений и преступлений, посягающих на избирательные права граждан.

В соответствии с какими законами осуществляется судебная защита избирательных прав граждан?

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК) и Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. В этих трех законах и определяется судебная процедура разрешения избирательных споров.

Согласно Закону Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. каждый гражданин может обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц нарушены его права и свободы. При этом 15 ноября 1995 г. в указанный Закон Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, предусматривающие судебную ответственность не только должностных лиц, но и всех других государственных и муниципальных служащих, если они нарушают или не защищают права граждан. Должностные лица и государственные служащие обязаны документально подтвердить законность действий и решений, обжалуемых в суд. Согласно данному закону гражданин также вправе обжаловать информацию, которая способствовала совершению незаконных действий. При этом гражданин должен доказать лишь сам факт нарушения его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) каких органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд?

В суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также избирательных комиссий и их должностных лиц (п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »).

Кто может обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав граждан?

Это право имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав. » оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу (п. 10 ст. 75 Федерального закона).

Кроме того, в пункте 1 статьи 259 ГПК в качестве субъектов обращения с заявлениями о нарушении избирательных прав в суд указаны политические партии, их региональные отделения, а также прокурор.

Следует иметь в виду, что право на судебную защиту избирательных прав, в отличие от других прав и свобод, принадлежит не каждому лицу, достигшему возраста 18 лет, а только избирателю, то есть гражданину Российской Федерации, при отсутствии у него обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие в выборах (недееспособность или нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, избирательной комиссией (ч. 2 ст. 259 ГПК). Обращаясь в суд при указанных обстоятельствах, избирательные комиссии обеспечивают контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

Каков порядок рассмотрения жалоб на нарушение избирательных прав в суде?

Заявления на нарушения избирательных прав рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно статье 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и федеральными законами. Такое исключение предусмотрено частью 3 статьи 260 ГПК, согласно которой дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК), то есть у суда, решающего вопрос о восстановлении нарушенного избирательного права, появляется возможность выходить за пределы тех требований, которые обозначены в заявлении, направленном в суд. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 249 ГПК). Все эти дополнительные полномочия суда, появившиеся в связи со вступлением в силу в 2003 г. нового ГПК, делают более активной роль суда в рассмотрении указанной категории дел. Кроме того, для более эффективного отправления правосудия по «избирательным делам» установлено, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 246 ГПК).

Сроки подачи и рассмотрения заявлений о нарушениях избирательных прав граждан

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в ГПК устанавливаются сроки подачи заявлений (жалоб) о нарушениях избирательных прав граждан и сроки рассмотрения этих заявлений (жалоб) 20 .

В какие сроки могут быть поданы заявления в суд?

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства либо избирательных прав заявителя. Это общий срок, установленный для подачи подобных заявлений. По заявлениям, касающимся решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены сокращенные сроки. Такие заявления, в отличие от общего порядка, могут быть поданы лишь в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения, но не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Если нарушения избирательных прав, имевшие место в период избирательной кампании, обжалуются после опубликования результатов выборов, соответствующие заявления могут быть поданы в суд в течение одного года со дня опубликования результатов выборов (пп. 2, 3, 5 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 1 ст. 260 ГПК).

При подаче заявлений (жалоб) в вышестоящую избирательную комиссию из указанных сроков применяется только десятидневный срок, касающийся обжалования решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) (п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »).

В какие сроки рассматриваются заявления, поданные в суд?

Общий срок рассмотрения заявлений (жалоб), поступивших в ходе избирательной кампании, составляет пять дней как для судов, так и для избирательных комиссий. В то же время пунктом 4 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1-3 статьи 260 ГПК предусмотрены и специальные сроки. Так, в случае поступления жалобы менее чем за 5 дней до дня голосования решение по данной жалобе принимается не позднее дня, предшествующего дню голосования. При поступлении жалобы в день голосования или в день, следующий за днем голосования, решение принимается немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

Решение суда по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования (п. 5 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Наиболее короткие сроки предусмотрены для рассмотрения заявлений (жалоб) о неправильности в списках избирателей. Они должны быть рассмотрены избирательной комиссией или судом в трехдневный срок, а за 3 дня до голосования или в день голосования — немедленно. Также в трехдневный срок Верховный Суд Российской Федерации обязан рассмотреть жалобу политической партии, избирательного блока в случае отказа в выдаче заверенных копий списков кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Самые продолжительные сроки предусмотрены для рассмотрения судом жалоб на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. Такие жалобы рассматриваются не позднее чем в двухмесячный срок со дня их подачи.

ГПК устанавливает сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, поступивших в ходе избирательной кампании. Согласно части 3 статьи 348 ГПК такие кассационные жалобы рассматриваются в течение пяти дней со дня их поступления. При этом кассационная жалоба на решение суда в ходе избирательной кампании может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

В какой суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) избирательных комиссий?

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из: районных судов, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, Верховного Суда Российской Федерации. В статьях 24, 26, 27 ГПК установлены полномочия судов по рассмотрению гражданских дел в качестве суда первой инстанции. При обжаловании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий учитывается прежде всего их уровень.

Согласно пункту 5 статьи 27 ГПК Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела об обжаловании решений (уклонениях от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий. То есть из данной нормы ГПК следует, что решения или уклонение от принятия решений, исходящие непосредственно от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации. Если же Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было принято решение по жалобе на действия нижестоящей комиссии и решение последней комиссии было оставлено в силе, то в этом случае дело подсудно суду субъекта Российской Федерации. То есть в силу этой нормы Верховный Суд Российской Федерации отказывает в приеме подобных заявлений к своему рассмотрению в связи с тем, что заявители фактически обжалуют не решения, действия или бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а решения, действия или бездействие нижестоящих избирательных комиссий.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Исключение составляют решения комиссий, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий.

Решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные суды.

Следует иметь в виду, что при рассмотрении судами ряда дел о защите избирательных прав граждан (об итогах голосования, о результатах выборов) оценка законности и обоснованности решений, действий (бездействия) избирательных комиссий соответствующего уровня находится в прямой зависимости от того, насколько законно и обоснованно действовали нижестоящие избирательные комиссии. Поэтому пунктом 4 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » установлено, что суд соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов.

В каком порядке избирательными комиссиями рассматриваются жалобы на нарушения избирательных прав граждан?

Общий порядок рассмотрения избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав граждан установлен в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ». Кроме того, деятельность избирательных комиссий по рассмотрению данных жалоб регламентируется и в статье 28 Федерального закона, в которой устанавливаются правила организации деятельности избирательных комиссий как коллегиальных органов, и в частности порядок принятия ими решений.

Установлено, что решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п. 6 ст. 75).

При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются) (п. 12 ст. 75).

Особенностью рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательными комиссиями является то, что эта процедура является менее формальной, чем процесс рассмотрения соответствующих заявлений в суде. В частности, в законодательстве подробно не регламентированы права и обязанности лиц, принимающих участие в заседании комиссии, не определена процедура оповещения заинтересованных лиц о заседании комиссии. Отдельные положения об этом могут содержаться в регламентах, принимаемых избирательными комиссиями. Однако на практике многие процедурные вопросы остаются недостаточно четко решенными, что создает определенные сложности для заинтересованных сторон.

Для предварительного рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательные комиссии создают рабочие группы. Положения об этих рабочих группах утверждаются избирательными комиссиями, при которых данные группы создаются. Решения рабочих групп носят сугубо рекомендательный характер.

Необходимо обратить внимание, что на письменные жалобы о нарушениях избирательных прав граждан, поступившие в избирательную комиссию, ответ должен даваться избирательной комиссией как коллегиальным органом, а не ее отдельными членами или должностными лицами.

20 В ГПК предусмотрено обращение в суд только с заявлениями о нарушениях избирательных прав граждан, в то время как статья 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает обращение в суд не только с заявлением, но и с жалобой.

ПУБЛИКАЦИИ ИРИС

Автор: ИРИС
Форма выпуска: Книга

Судебная защита избирательных прав граждан.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК) и Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. В этих трех законах и определяется судебная процедура разрешения избирательных споров.

Правообращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав. » оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу (п. 10 ст. 75 Федерального закона).Кроме того, в пункте 1 статьи 259 ГПК РФ в качестве субъектов обращения с заявлениями о нарушении избирательных прав в суд указаны политические партии, их региональные отделения, а также прокурор.

В зависимости от заявляемых требований обращения, рассматриваемые судом, можно разграничить следующим образом. Это обращения: о признании недействующими законодательных актов, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов; об отмене нормативных правовых актов избирательных комиссий; о восстановлении пассивного избирательного права (главным образом жалобы на отказ в регистрации кандидата); об устранении препятствий реализации активного избирательного права (жалобы на невключение гражданина в список избирателей, на непредоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования и т.д.); о защите принципов реализации избирательных прав граждан, нарушенных в результате незаконных действий (бездействия) участников избирательного процесса (заявления об отмене регистрации кандидата, об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов и др.).

Дела по разрешению споров, возникающих в связи с проведением избирательных кампаний затрагивают практически интересы всего общества, всего населения, их важные политические права по участию в выборах и референдумах, в реализации институтов прямой и представительной демократии. Вместе с тем субъективное избирательное право означает не только регламентированную законом возможность совершения определенного избирательного действия, но и возможность требовать от компетентных государственных органов обеспечить реализацию этих действий, обратиться за защитой нарушенных прав. Кроме того, демократизм той или иной избирательной системы зависит не столько от объема избирательных прав и их содержания, сколько от наличия адекватных гарантий их защиты регламентированными законом методами. К этому стоит лишь добавить, что органы судебной власти играют большую роль также и в совершенствовании избирательного законодательства, как регионального, так и федерального уровня, поскольку судебные споры выявляют на практике многие коллизии и пробелы в нормативных правовых актах, регулирующих процесс подготовки и проведения выборов.

В целом, можно заключить, что судебная защита избирательных прав обеспечивает должное функционирование демократического института выборов и представляет собой юридический механизм реализации избирательных прав, который осуществляется органами судебной власти по инициативе уполномоченных законом субъектов посредством конституционного или особой формы гражданского судопроизводства в целях предотвращения нарушений избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права.

107. Президент Российской Федерации – глава государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Наделение Президента России такими обширными полномочиями прямо вытекает из конституционной нормы о том (п. 2 ст. 80), что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется прежде всего в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ избирается путем всеобщего, равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах Президента России проголосовало большинство граждан РФ, достигших возраста избирательного права.

Не вдаваясь в подробности условия выбора президента, его полномочий, можно поговорить о истории возникновения поста.

Решение о введении поста всенародно избираемого Президента РСФСР принято на референдуме РСФСР 17 марта 1991. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР.

Выборы проведены 12 июня 1991, Президентом в первом же туре был избран Борис Николаевич ЕЛЬЦИН. 10 июля 1991 года он принес присягу и вступил в должность на пятилетний срок.

21 сентября 1993 года Президент Ельцин издал указ N 1400 о роспуске Съезда народных депутатов, после чего Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда признал его полномочия прекратившимися. 22 сентября к присяге в качестве исполняющего обязанности Президента приведен вице-президент Александр Владимирович РУЦКОЙ. 4 октября 1993 кризис был разрешен силовым путем в пользу Ельцина: А.В.Руцкой оказался в тюрьме. После выхода на свободу по амнистии 26 февраля 1994 года А.Руцкой не предпринимал никаких шагов, направленных на восстановление в должности и.о.Президента или вице-президента.

Новая Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила срок полномочий Президента в четыре года, но в переходных ее положениях было указано, что действующий Президент Российской Федерации остается в должности до конца срока, на который был избран.

31 декабря 1999 в 12.00 дня Президент Б.Н.Ельцин ушел в отставку. В должность исполняющего обязанности Президента РФ вступил Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович ПУТИН.

Президент РФ обладает президентской неприкосновенностью,т. е. в отношении Главы российского государства не допускаются: 1) арест; 2) личный досмотр; 3) обыск; 4) иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами.

Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы «балансом» в их взаимоотношениях, помогает найти компромисс в случае спора и определяет основные направления государственной политики РФ.

Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы.

Статья написана по материалам сайтов: brace-lf.com, www.democracy.ru, mylektsii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector