+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Давность взыскания налоговых санкций

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером за совершение налогового правонарушения.

При наличии определенных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению сосчетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Давность взыскания налоговых санкций

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта об этом.

Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки.

Прекращение уголовного дела не означает, что срок взыскания санкций начинают исчислять заново, т. к. пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскать санкции.

Когда уголовное дело возбуждено до вынесения решения налоговым органом либо же после вынесения решения, но до истечения срока давности взыскания санкций – налоговый орган в силу п. 3 ст. 108 НК РФ не имеет возможности взыскивать санкции.

Когда же уголовное дело прекращено, то обстоятельства, препятствующие взысканию, отпадают и должно быть продолжено исчисление прерванного срока.

16.2.Конституционные принципы назначения санкций

При установлении и назначении мер юридической ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо соблюдать определенные принципы. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, необходимо исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ.

Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:

1) Требование дифференциации

Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.

Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. За занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, предусмотрены только административные меры воздействия.

2) Требование соразмерности

Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т. е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, характер вреда и, во-вторых, его размер.

Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям.

Таким образом, штрафы за налоговые правонарушения, приводящие к невыполнению налогового обязательства, должны учитывать последствия неправомерных действий (бездействия) и устанавливаться с учетом размера образовавшейся недоимки.

3) Требование однократности

При установлении наказаний за нарушения налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности. Согласно этому принципу никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

4) Требование индивидуализации

Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

5) Требование обоснованности

Размеры санкций должны быть обоснованы с позиции борьбы с данными правонарушениями. Они могут преследовать цели наказания виновного и общей превенции. Когда же применение санкций преследует какие-либо иные цели, то это нарушает требования обоснованности.

Придание финансового, бюджетного значения штрафам нарушает ч.2 ст.6 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Возложение дополнительных обременений с целью пополнения бюджета на отдельных налогоплательщиков нарушает принцип равенства обязанностей.

6) Требование нерепрессивности

В правовом государстве (в отличие от тоталитарного) право есть не средство принуждения и подавления личности через репрессии, а механизм координации различных общественных интересов.

При защите одного общественного блага (в данном случае – интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому (праву собственности и свободе предпринимательской деятельности, входящим в число основных прав человека). Однако в силу принципа справедливости такой ущерб должен быть соразмерным защищаемому благу. Недоплата налога, безусловно, должна повлечь применение к нарушителю мер ответственности. Но эти меры не должны быть репрессивными.

Срок давности по налоговым правонарушениям

По общему правилу срок давности по налоговым правонарушениям составляет 3 года. Это значит, что лицо можно привлечь к ответственности, если еще не прошло 3 года:

  • или со дня совершения им налогового правонарушения;
  • или со дня, следующего за налоговым (расчетным) периодом, в котором им было совершено правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Срок давности привлечения к налоговой ответственности исчисляется по-разному в зависимости от вида правонарушения. Если налогоплательщик допустил грубое нарушение правил учета доходов, расходов и/или объектов налогообложения, либо не уплатил в срок (не полностью уплатил) сумму налога, сбора, взноса в результате занижения налоговой базы или иного неверного исчисления, то срок давности начинает течь со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода (ст. 120, 122 НК РФ). В соответствии с позицией ВАС РФ это означает, что срок давности считается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен (п. 15 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Причем данное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет год (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 ).

В остальных случаях срок привлечения к налоговой ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения налогового правонарушения.

Срок давности взыскания налоговых санкций

Налоговая санкция (штраф) – это мера ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1, 2 ст. 114 НК РФ). Понятно, что вопрос о взыскании штрафа встает, после того, как в отношении налогоплательщика было вынесено решение о привлечении его к налоговой ответственности и выставлении в его адрес требования об уплате штрафа, который так и не был уплачен.

Если задолженность взыскивается с организации или ИП за счет денежных средств на банковских счетах или за счет электронных денежных средств, то на вынесение решения о взыскании штрафа в бесспорном порядке отводится 2 месяца после того, как вышел срок исполнения требования. При пропуске указанного срока (2 месяцев) налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования (п. 3,10 ст. 46, п. 1 ст. 115 НК РФ).

Если задолженность взыскивается с организации или ИП за счет имущества, то на вынесение решения о взыскании дается 1 год после истечения срока требования об уплате. А при пропуске этого годичного срока контролеры могут обратиться в суд в течение 2 лет после того, как истек срок исполнения требования (п. 1,9 ст. 47, п. 1 ст. 115 НК РФ).

Таким образом, максимальный срок давности взыскания налоговых санкций составляет 2 года при определенных обстоятельствах.

Вместе с тем в некоторых случаях применяется специальный срок на подачу заявления о взыскании штрафов: 6 месяцев после истечения срока исполнения требования. Например, если сумма взыскания превышает 5 млн. руб. (п. 1 ст. 115, пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Срок давности взыскания налоговой санкции.

Для начала необходимо определиться с природой срока, установленного в п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ. Данный срок является пресекательным (преклюзивным), поэтому не может быть продлен, восстановлен и т.д. По сути, с истечением данного срока связывается наступление неблагоприятных последствий для налоговых органов – они лишаются права на взыскание налоговой санкции за допущенное правонарушение. Среди пресекательных сроков привлечения к ответственности срок давности взыскания налоговой санкции является сравнительно длинным – в административном праве установлен срок для наложения взыскания – 2 месяца с момента совершения правонарушения, а для длящихся проступков – с момента обнаружения (ст. 34 Кодекса об административных правонарушениях). Во всех случаях применения пресекательных сроков законодатель имеет целью стимулировать управомоченную сторону к исполнению своего права под угрозой его утраты.

Таким образом, при включении срока давности взыскания налоговой санкции законодатель руководствовался необходимостью стимулировать налоговые органы осуществлять свои права (которые являются одновременно и обязанностями) в возможно кратчайшие сроки. Фактически ст. 115 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность налоговых органов за несвоевременное предъявление иска о взыскании налоговой санкции.

Определение момента начала течения срока давности взыскания вызывает наибольшие трудности на практике. Многие авторы отмечают неконкретность формулировки п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой шестимесячный срок отсчитывается со дня обнаружения и составления соответствующего акта. Как известно, составление актов предусмотрено Налоговым кодексом только для выездных проверок, причем достаточно подробно расписана процедура, не допускающая волокиты и затягивания дела со стороны налогового органа. Для остальных случаев составление акта никоим образом не регламентировано. Поэтому, исходя из содержания указанной статьи, налоговые органы по собственной инициативе составляют акты о налоговом правонарушении, направляют требования об уплате штрафа и обращаются в суды с исками о взыскании санкций. Однако ввиду отсутствия прямого указания в законе на обязанность составления подобных актов, а также конкретных сроков их подготовки, возникает серьезная правовая неопределенность. В случае начала течения срока давности взыскания с момента составления акта, налогоплательщик оказывается поставленным в зависимость от усмотрения налогового органа, который может составлять или не составлять акт, а также составлять его через год после обнаружения, через два и далее до трех лет с момента совершения налогового правонарушения. Такой дисбаланс в правах субъектов налоговых правоотношений недопустим, поскольку неизбежно влечет произвол со стороны публичного органа.

70. Налоговые санкции.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции на сегодняшний день предусмотрены в одном единственном виде – в виде штрафа. Два вида штрафов использует НК. Первый вид – в абсолютных размерах. Второй вид штрафа – в процентном отношении, причем это процентное отношение берется с самым различным основанием. Штрафы в абсолютных размерах – величина их разная. В процентном выражении штрафы тоже разнообразны, начиная от 5 процентов с суммы налога, заканчивая 20 процентами с сумы доходов.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ: характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Вместе с тем Кодексом установлено, что при наличии отягчающих обстоятельств, налоговый орган может увеличить размер штрафа на 100 процентов.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Существенным моментом является давность взыскания налоговых санкций. Сейчас в 115 статье 6-месячный срок. Этот срок отсчитывается со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

71. Понятие налоговых споров и их классификация.

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками могут приобретать конфликтный характер. Налоговые споры являются разновидностью экономических споров, вытекающих из налоговых правоотношений, и могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от того, какая сторона инициирует налоговый спор, выделяются:

— споры, инициируемые налоговыми органами;

— споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов;

— споры, инициируемые иными лицами.

По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории. Налоговые споры, относящиеся к первой категории, возникают по поводу возмещения ущерба, причиненного налогоплательщикам или государству в результате нарушения норм законодательства о налогах и сборах, а ко второй — по поводу законности управленческих действий со стороны государственных органов, осуществляющих налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговые споры могут быть также классифицированы непосредственно по содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

— о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

По порядку рассмотрения налоговые споры подразделяются на те, которые рассматриваются в административном (внесудебном) порядке и в судебном порядке.

По подсудности выделяются налоговые споры подсудные районным, городским судам, судам субъектов Российской Федерации, Верховному Суду РФ, арбитражным судам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду РФ.

72. Подведомственность и подсудность налоговых споров.

Подведомственность налоговых споров определяется в ст. 138 НК РФ. В частности в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Судебное же обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями

и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст. 28 ГПК РСФСР).

Подсудность налоговых споров определяется в соответствующих статьях гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

Верховный Суд РФ, согласно ст. 116 ГПК РСФСР, рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

Дела, подведомственные арбитражным судам, согласно ст. 24 АПК РФ, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.

В административном (внесудебном) порядке рассматриваются налоговые споры, возникшие в результате подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на незаконные решения или действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров основывается на подаче налогоплательщиком (налоговым агентом) или иным лицом жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

По общему правилу жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Жалоба подается в произвольной письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения может ее отозвать на основании письменного заявления.

По итогам рассмотрения жалобы на ненормативный акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение.

По итогам же рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).

74. Рассмотрение налоговых споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Постановление Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ- как источники разрешения налоговых споров.

Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;

признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ, противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;

признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;

неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;

пресечение действий должностного лица налогового органа или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;

принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;

признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;

возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;

взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;

возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Статья 138 Налогового кодекса устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органон, а также действия или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.

Нормы Налогового кодекса о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в совместном постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9. В постановлении разъясняется, что налоговые споры подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 24.1 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Арбитражными судами рассматривается значительная часть дел, возникающих из налоговых правоотношении. Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции. так как количественный состав субъектов, обращающихся в данные суды, намного больше.

Кроме того, подлежат восстановлению арбитражным судом конституционные права налогоплательщиков, нарушенные неправильным применением закона.

ВАС РФ в информационном письме от 21 июля 1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основании возникновения спора».

В соответствии с ст. 35 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действия или бездействие которого обжалуются. Иски, вытекающие из налоговых правоотношений к государственным органам и органам местного самоуправления, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение.

Статьей 138 Налогового кодекса устанавливается правило судебного рассмотрения налоговых споров принцип определения нагл ежащего ответчика. В соответствии с ним, по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком налоговый орган следует привлекать независимо от того, кем именно он подписан руководителем налогового органа, его заместителем или иным должностным лицом. По делу об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налогового органа ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.

Анализ правоприменительной практики рассмотрения налоговых споров показывает, что судебным процессом неизбежно рассматриваются вопросы:

применения материальных норм законодательства о налогах и сборах;

применения процессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведения налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания недоимки, пени и т.д.;

юридической квалификации статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.

Составной частью судебного порядка защиты прав налогоплательщиков является исполнение судебных решений. Общие правила исполнения судебных решении установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налоговым органом налога и проценты, начисленные на эту сумму, подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного решения. Важной гарантией реальности восстановления нарушенных прав налогоплательщиков является положение о начале течения срока возврата денежных средств — один месяц со дня вынесения, а не вступления в законную силу решения суда. Соответствующие денежные суммы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выплачиваются за счет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.

В практике деятельности налоговых органов возникают ситуации. когда у налогоплательщика имеется недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, причитающихся тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В таких случаях п. 1 ст. 79 Налогового кодекса предписывает сначала произвести зачет в счет погашения недоимки. а затем возвратить налогоплательщику оставшуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.

Давность взыскания санкции и давность привлечения лица к налоговой ответственности: сроки и разница

Правовой институт давности привлечения к ответственности и давности взыскания штрафов установлен НК РФ и является, прежде всего, гарантией защиты прав налогоплательщика от необоснованного, произвольного преследования со стороны фискальных органов. Применение данных сроков обусловлено требованиями НК РФ. Так, согласно статье 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы только в порядке, установленном НК РФ. Данный порядок предполагает и соблюдение всех, установленных законодательством сроков.

Содержание такого института как «срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения» и «срок исковой давности взыскания штрафов» установлено положениями статей 113 и 115 НК РФ.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения означает возможность применения к виновному лицу, предусмотренной законодательством ответственности только в пределах установлено срока. Согласно статье 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные статьями 120 и 122 НК РФ, в отношении которых срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, началом течения срока давности можно считать день совершения налогового правонарушения либо следующий день после окончания налогового периода, в течении которого было совершено правонарушение, а окончанием течения срока давности является дата вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, в ситуации, если налоговым органом будет нарушен установленный законодательством трехлетний срок давности, привлечение к ответственности можно считать незаконным. Решение о привлечении к ответственности, принятое с нарушением срока давности, может быть оспорено налогоплательщиком.

По общему правилу течение срока давности является непрерывным. Однако, в редакции статьи 113 НК РФ, действующей с 1 января 2007 года, установлено единственное исключение, согласно которому сроки давности могут быть приостановлены. Следует отметить, что такой подход, применен законодателем исходя из правовой позицией Конституционного суда РФ выраженной в Постановлении № 9-П от 14.07.2005 года. В данном Постановлении Конституционный суд РФ указал на то, что при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, вправе, по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени. В случае установления факта воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля суд посчитал возможным признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности. При этом, суд признал возможность взыскания с налогоплательщика налоговых санкций за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации. Данный вывод Конституционного суда РФ и был закреплен законодательно в положениях пункта 1.1 статьи 113 НК РФ.

Правовым основанием для приостановления сроков давности привлечения к налоговой ответственности является активное противодействие со стороны проверяемого налогоплательщика проведению выездной налоговой проверки, в случае, если такое противодействие стало непреодолимым препятствием для проведения проверки и для определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ. Следовательно, приостановление сроков давности будет являться обоснованным в случае, если налоговый орган докажет, во-первых, факт активного противодействия проведению проверки, а, во-вторых, что возникшее препятствие является непреодолимыми для проведения проверки и для определения сумм налогов.

Что же следует понимать под «активным противодействием» и «непреодолимыми препятствиями» для целей приостановления срока давности. Содержание данных понятий непосредственно в пункте 1.1 статьи 113 НК РФ не раскрывается. Положения данной статьи отсылают нас к норме пункта 3 статьи 91 НК РФ. Данная норма определяет порядок документального оформления факта активного противодействия проведению выездной проверки. Согласно данной норме противодействие проведению проверки может выражаться в воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений). Следовательно, любое иное противодействие, имевшее место при проведении налоговой проверки не является основанием для приостановления течения сроков давности.

При этом, факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки должен быть зафиксирован в соответствующем акте о воспрепятствовании доступу. Данный акт составляется руководителем проверяющей группы (бригады). На акте должны быть проставлены две подписи – руководителя бригады и проверяемого лица. В случае, если проверяемое лицо откажется от подписания акта, на нем делается соответствующая отметка. Соответственно, течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления данного акта. В этом случае приостановленный срок давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки. Возобновление срока оформляется решением о возобновлении выездной налоговой проверки.

Что касается значения понятия «непреодолимые препятствия» для проведения проверки и определения сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ, то данное понятие в рассматриваемых положениях НК РФ специально не раскрывается. Однако, следует обратить внимание на оговорку, которая содержится в пункте 3 статьи 91 НК РФ. В данной норме предусмотрено, что на основании акта о воспрепятствовании доступу, налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Кроме того, в пункте 1 статьи 89 НК РФ установлено, что в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Из этого, можно сделать вывод, что факт воспрепятствования доступу на территорию налогоплательщика не является препятствием, которое носить характер непреодолимого для проведения выездной налоговой проверки, так как налоговый орган в данном случае не лишен возможности провести выездную налоговую проверку и определить сумму налогового обязательства. Следовательно, само по себе воспрепятствование доступу на территорию налогоплательщика сложно признать достаточным основанием для приостановления срока давности. На наш взгляд такая неопределенность в основаниях для приостановления срока давности может стать причиной конфликта с налоговыми органами и породит многочисленные судебные споры. При этом, важно знать, что бремя доказывания факта воспрепятствования осуществлению налогового контроля возложено на налоговый орган. Также следует учесть, что положения статьи 113 НК РФ о приостановлении срока давности распространяются только на проведение выездных налоговых проверок.

При рассмотрении вопроса о сроке давности, установленного статьей 113 НК РФ, представляет интерес возможность применения данного срока в отношении начисления налогов и пени. Из буквального толкования статьи 113 НК РФ следует, что срок давности применяется только в отношении привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Однако, некоторые суды при рассмотрении налоговых споров распространяли установленный статей 113 НК РФ срок давности привлечения к налоговой ответственности на давность взыскания штрафов и пеней, начисленных по результатам налоговых проверок. Между тем, в недавно вышедшем Определении № 14142/07 от 16.01.2008 г. ВАС РФ обратил внимание на то, что положения статьи 113 НК РФ о сроке давности применения ответственности не распространяются на доначисление налогов и пеней.

Что касается срока исковой давности взыскания штрафов, то значение данного института раскрыто в статье 115 НК РФ. Срок исковой давности взыскания штрафов можно рассматривать как возможность взыскания в судебном порядке уже примененных штрафных санкций в течении определенного, установленного законодательством срока. В НК РФ отдельно установлен порядок взыскания штрафов для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Согласно положениям статьи 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ. Напомним, что с 1 января 2007 года предусмотрен единый бесспорный порядок взыскания штрафов, независимо от их суммы. Поэтому, судебное взыскание штрафа имеет место тогда, когда налоговым органом пропущены установленные сроки на взыскание штрафов во внесудебном порядке. А именно, в случае, если Решение о взыскании штрафа за счет денежных средств на счетах в банках принимается налоговым органом после истечения установленного срока. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя суммы штрафа. Заявление в таком случае, может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Кроме того, определяются случаи, когда штрафы с организации или индивидуального предпринимателя могут быть взысканы только в судебном порядке. В частности, в таком порядке штрафы взыскиваются с организации, которой открыт лицевой счет; с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика и пр. В этом случае, исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя также может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

С физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, штрафы могут быть взысканы только в судебном порядке. Сроки и порядок взыскания штрафа предусмотрены статьей 48 НК РФ. Согласно положениям данной статьи исковое заявление о взыскании штрафа с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования по уплате налога.

Примечательно то, что срок исковой давности взыскания штрафов не является пресекательным. Это значит, что пропущенный по уважительной причине срок подачи искового заявления может быть восстановлен судом. Какие именно причины признаются уважительными при пропуске срока в законодательстве не определено. Поэтому, при восстановлении пропущенного срока налоговый орган должен не только назвать причину такого пропуска, но и доказать ее уважительный характер.

Обобщая сказанное, можно отметить, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения отличается от срока исковой давности взыскания штрафа тем, что первый установлен для применения мер ответственности, а второй срок установлен для обращения ранее наложенного штрафа ко взысканию. Срок давности привлечения к ответственности составляет три года. Срок исковой давности для взыскания штрафа составляет шесть месяцев после истечения срока, установлено в требовании на его уплату. Срок взыскания штрафа может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин такого пропуска.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, lektsii.net, cornaudit.ru.

Это интересно:  Налоговый вычет на обучение ребенка в 2019
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. X срок давности не применяется
  2. Автоматическая политика (политика встроенных стабилизаторов) основана на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.
  3. Административные взыскания и порядок их наложения
  4. Билет №19. Административные взыскания.
  5. Взаимоотношения бюджетных организаций с налоговой системой
  6. Взыскания учащихся
  7. Возможно ли применение за прогул мер дисциплинарного взыскания иных, чем увольнение?
  8. Вопрос 1. Понятие налоговой обязанности.
  9. Вопрос 35 Гармонизация налоговой системы ЕС
  10. Вопрос 6. Основания прекращения налоговой обязанности.