+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Новые налоговые правила касающиеся компания на криптовалюты

Аннотация: Статья посвящена налоговому регулированию криптовалют, поскольку крипторынок стал всё более укрепляться и приносить немалую прибыль его участникам. Вследствие этого, возникла необходимость регулирования криптовалютных сделок и регламентации налоговых платежей. Abstract: the Article is devoted to the tax regulation of cryptocurrencies, as the crypto market has become more and more strengthened and bring considerable profit to its participants. As a result, there was a need to regulate cryptocurrency transactions and tax payments. Ключевые слова: налог, майнинг, сделки, биткоин, альткоин, токен, НДФЛ Keywords: tax, mining, deals, bitcoin, altcoin, token, personal income tax Криптовалюта – виртуальная денежная единица, не имеющая физического выражения. Её формирует непосредственно компьютерная программа с помощью криптографии и шифрования. Эти деньги существуют только в электронном виде, но их можно обменять на реальные (фиатные деньги) с помощью криптовалютных бирж и криптообменников.

Создавать криптовалюты может любой человек, который владеет мощным компьютером и специальными знаниями в области программирования. Криптовалюту нельзя подделать или запретить. Она гарантирует полную анонимность – при осуществлении расчетных операций личная информация о человеке тщательно шифруется. Власти признали, что обширный рынок криптовалют – это серьезная и слаженная система и поэтому Президент РФ Владимир Путин поручил до 1 июля 2018 года составить правила регулирования криптовалют и ввести налогам майнинг. По этому поручению был создан законопроект Минфина «О цифровых финансовых активах», в котором регулировалось публичное привлечение криптовалют и денежных средств путем размещения токенов (ICO) по аналогии с Initial Public Offering (IPO) («дебютной», массовой продажей ценных бумаг эмитенту). В законопроекте также были истолкованы термины токен», «криптовалюта», «смарт-контракт», «цифровая закладная»[1]. Также был истолкован термин «майнинг», как деятельность, направленная на создание криптовалюты.

По тексту закона майнеры бывают «домашние», которые не превышают лимиты энергопотребления, установленные правительством, и профессиональные, которым нужно легализовать свою деятельность путем открытия компании или ИП. А это значит, что создание криптовалют является предпринимательством. Но в законопроекте не указана система налогообложения, не определена налоговая ставка, из этого следует полагать, что криптовалютные предприниматели могут выбрать налоговый режим сами. Майнерам не нужно будет получать какие-либо разрешения и лицензии. Сначала, несколько лет майнеры будут обязаны вести бухгалтерский учет своей деятельности, при этом от уплаты налогов их освободят. Майнинг криптовалют — очень прибыльный, но энергозатратный и дорогостоящий процесс. Люди, занимающиеся созданием электронных валют, получают определенный доход и это не осталось без внимание со стороны государства, которое постоянно ищет новые пути пополнения бюджета. Одной из проблем внедрения налогообложения является децентрализация криптовалют. Потому что майнинг (процесс создания криптовалюты) ничем не отличается от любых других вычислительных процессов, производимых компьютером[2].

Министерство ссылается на то, что глава 23 Налогового кодекса России «Налог на доходы физических лиц» не устанавливает особого налогообложения для доходов от криптовалюты, а значит, на них распространяется общее правило. Минфин также напомнил, что согласно статье 41 налогового кодекса налогооблагаемый доход — это любая экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме и подлежащая оценке. Как установлено подпунктом 1 пункта 1 и пунктами 2 и 3 статьи 228 Налогового кодекса, если физическое лицо по договору получило вознаграждение от другого физического лица, то оно само рассчитывает сумму налога и уплачивает эту сумму в порядке, предусмотренном статьей 225 Налогового кодекса[4]. Представляется, что с каждой продажи биткоина надо будет уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. К примеру, если вы покупаете биткоины на сумму 20 тысяч рублей и продаете за 40 тысяч рублей, то налог надо будет уплачиваться с 40 тысяч рублей. Российский парламент и Министерство финансов в настоящее время работают над этими изменениями, которые, как ожидается, вступят в силу к концу года. До тех пор, пока не будет изменен Налоговый кодекс РФ, граждане России должны сообщать о своем доходе в налоговых декларациях и выплачивать регулярный подоходный налог с фиксированной ставкой 13 процентов. Также есть немало компаний в области криптовалют, инвестируя в которые можно получать определенные дивиденды с токенов и комиссионных платежей. Дивиденды облагаются налогом в размере 13 процентов для резидентов и 15 процентов для нерезидентов. Иностранные граждане, присутствующие в Российской Федерации не менее 183 дней в году, считаются резидентами. Периоды, проведенные за границей по уважительным причинам, таким как лечение и обучение, в расчёт не принимаются (статья 207 НК РФ) [5].

В данный момент налог на криптовалюту в России не уплачивается из-за отсутствия законодательного регулирования этого вопроса. Существуют некоторые проблемы связанные со сложностью налогообложения: 1. Кошельки электронной валюты являются полностью анонимными, поэтому установить владельца данного кошелька не представляется возможным. 2. Найти и установить личность майнеров можно будет теоретически только по значительному энергопотреблению. Однако доказать, что человек занимается именно сделками с криптовалютой, будет непросто. Анонимность криптовалют усложняет процесс конструктивного налогообложения, потому что цифровые активы хранятся на электронных кошельках, а доступ к ним имеет только владелец. А значит, какая именно сумма криптовалюты находится на кошельке узнать практически невозможно.

На наш взгляд, самый лучший вариант – это платить налоги непосредственно в криптовалюте. Это вариант подразумевает собой создание собственного крипторубля, с помощью которого можно будет покупать криптовалюту и платить налоги в казну государства. Осуществлять сделки с криптовалютой можно будет с помощью специализированных, лицензированных площадок на территории Российский Федерации, таких как, например, Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

Это интересно:  Налоговый вычет за обучение через госуслуги

Таким образом, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации, без внесения кардинальных изменений в законодательство, проблема налогообложения криптовалюты выглядит очень острой и актуальной в свете всё большего усиления криптовалютного рынка.

Налог на криптовалюту: ответы экспертов на сложные вопросы

Суть проблемы

Пока криптовалюта остается за рамками российского правового поля, инвесторы не спешат отчитываться о доходах от сделок с такими активами перед ФНС. Такая позиция грозит негативными налоговыми последствиями для криптовалютных инвесторов в будущем.

«Налоговый кодекс РФ указывает, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Именно данная формулировка позволяет говорить о том, что доходы от операций с криптовалютами могут подлежать налогообложению», — поясняет эксперт налоговой практики Елена Потапова.

В поисках налогооблагаемой базы

Итак, платить налог с криптовалютных операций все-таки нужно. Открытым остается вопрос о том, как правильно рассчитать сумму для отчисления в бюджет.

На первый взгляд, описанный порядок определения налогооблагаемой базы не должен вызвать затруднений у налогоплательщика. Между тем инвесторы рискуют столкнуться со сложностями при попытке рассчитать налоговую базу и отразить её в налоговой декларации.

«Наиболее актуальным вопросом является определение момента возникновения налогооблагаемого события и применение соответствующего метода расчета налогооблагаемой базы, что может привести к спорам между налогоплательщиком и налоговыми органами. В этом смысле вопрос распоряжения криптовалютой, полученной в результате произведенных на криптобирже транзакций, является одним из ключевых для выбора подхода по налогообложению полученных доходов. Например, в случае если право распоряжения криптовалютой остается у криптобиржи, одним из вариантов может быть указание в налоговой декларации доходов от операций с криптовалютами, выведенных с криптобиржи на личные счета», — рассуждает Елена.

Однако дело не всегда обстоит именно так. Условия работы на криптовалютной бирже могут закреплять за инвестором некоторые права на распоряжение криптовалютой. В таком случае подход к налогообложению может быть иным. «При расчете налоговой базы налоговые органы могут настаивать на том, что получение криптовалюты на криптокошелек является налогооблагаемым событием и, таким образом, налоговая база должна быть рассчитана по каждой из проведенных на бирже операций. В связи с этим для применения корректного подхода необходим тщательный анализ каждой отдельной ситуации и отношений, закрепленных между криптобиржей и инвестором», — отмечает эксперт.

Как правильно заплатить налоги с криптовалюты и токенов по мнению Минфин РФ?

  • Особого порядка для налогообложения криптовалют не существует;
  • Нам напоминают про ст. 41 НК РФ попутно;
  • Правовой статус криптовалют не определён;
  • Налоговая база по данным операциям определяется как превышение суммы доходов над суммой расходов;
  • Напомнили и про 225 и 228 ст. НК РФ.

Казалось бы — всё просто и понятно. Вот только есть несколько «но», которые, очевидно, затруднят сей процесс.

Первое — в 2014 г. вышло информационное письмо (разбор — здесь) ЦБ РФ, где было чётко сказано:

  • Банкам и НКО стоит воздержаться от операций с криптовалютами;
  • Юридическим лицам не стоит заниматься обменом криптовалют на рубли в силу того, что такие операции «считаются» подозрительными и подпадают под действие ФЗ №115.

Удивительно, что это письмо, выпущенное даже не самим ЦБ, а его пресс-службой, письмом не является, а есть по сути — обычная информация (новость), которая, конечно же, не может считать нормативно-правовым актом, но именно из-за этого акта все компании, начинавшие работу с криптоваютой (майнеры, агрегатов и обменники, магазины, включая Юлмарт), от затеи этой отказались: или закрыли направление, или ушли в оффшор.

Но ЦБ на этом не остановился. Впрочем, другие госструктуры тоже постарались: так, есть информационное сообщение (!) от Росфинмониторинга от всё того же 2014 года, где также даётся отсылка к информации («письму») ЦБ РФ от 2014 года и операции с криптовалютой относятся к подозирельным, а также даётся мягкий намёк на то, что они — денежные суррогаты (впрочем, в разборе чётко указал, что ни санкций за это нет, ни понятие не раскрыто официальной дефиницией).

Но в 2014 году эти два сообщения были лишь частью системы. Перечислю коротко:

  • Прокуратура сделала официальное заявление, что криптовалюта — незаконное зло;
  • Госнаркоконтроль также сделал официальное заявление о том, что криптовалюта в первую очередь используется в финансировании наркотрафика;
  • Присоединились к этому и другие органы, включая Минфин.

И самое интересное, что открыть эти официальные заявления, а также появившийся на их основе проект закона от Минфина о криптовалюте можно лишь изрядно попотев: ссылки или не открываются, или зависают, или вовсе удалены. Но Сеть есть Сеть и информации — полно.

Как бы там ни было, но проект Минфина, который в свою очередь лоббировал интересы МВД, СК, прокуратуры и ФСБ, заключался в простом посыле: за майнинг — уголовное наказание, за распространение сведений о криптовалюте — административный штраф или уголовная ответственность, за торговлю криптовалютой — срок. И сроки были не малыми: сначала — до 4 лет лишения свободы, потом — до 7 (подробней о злоключениях можно почитать в брошюрке).

Но и на этом госслужащие не успокоились:

  • Прокуратура Красноярска запретила уже в 2017 году продавать что-либо за Bitcoin и иже с ним;
  • В 2017 же — Прокуратура Новосибирска запретила торговать в пабе за биткоины. И основание то же — ФЗ №115;
  • А ещё в 2016 году Выборгский районный суд Санкт-Петербурга запретил ни с того ни с сего (как потом окажется) сайты, связанные с криптовалютой;
  • Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга решением по делу №2-10224/16 от 05.07.2016 заблокировал Localbitcoins;
  • А решением по делу №2-10730/2016 была заблокирована биржа ecmo.com;
  • Этот же суд решением 2-10750/15 от 10.11.2015 заблокировал btc-e & bistamp (между прочим — первая биржа с реальной лицензией);
  • Он же принял и решение №2-10936/2016 от 16.06.2016. Интересно, что речь идёт именно о Питере, не правда ли? (Если интересно разобраться с судьбой сей практики и почему она — не законна — прошу внимательно изучить документы).
Это интересно:  Закрытие ооо налоговая отчетность

И везде — одни и те же отсылки к Письму ЦБ РФ, табулировании денежных суррогатов и подозрительных операциях в рамках ФЗ №115: ещё в 2016 ЦБ расширил перечень (хотя к чему — если он и так открытый?) подозрительных операций, а за год до этого — уточнил понятие высокорискованных клиентов и правила поведения с ними. На этом новости шум и гам по блокировке металлических счетов — детский лепет.

Справедливости ради отметим, что ВС РФ запретил блокировку криптовалютных сайтов без участия ответчиков и без прояснения вопросов о запрете самой информации. Есть также и положительное решение по проекту LavkaLavka (Biocoin) о невозможности блокировки.

Кроме того, чтобы уж совсем поставить точки над i и ё, а заодно и над умлаутом, скажу очевидное: СМИ часто накручивают и дают недостоверную информацию об отношении госорганов к криптовалюте. Так, известное дело по Костроме, где задержали якобы банду, отмывающую средства через криптовалюту, оказалось историей, правдивой на половину: на самом деле обвинение было выдвинуто по другому основанию — проведению операций без банковской лицензии.

Но как бы там ни было: практика блокировок криптовалютных ресурсов, ненормативные, но имеющие первостепенное значение для правоприменительной практики документы разных государственных органов (высшей категории при том!) — факт.

А это означает буквально следующее:

  • Никаких официальных обменников и бирж, работающих с криптовалютой в России, нет и быть не может;
  • Все операции с криптовалютой до сих пор являются подозрительными: ФЗ «О цифровых финансовых активах» и иже с ним ещё не приняты в окончательной редакции и тем более в силу не вступили, а вот рекомендации для банков никто не отменял;
  • Статью 15.27 КоАП РФ, а также 174 УК РФ — тоже никто не отменял;
  • На фоне массового отзыва лицензий у банков как раз в силу «не исполнения» ФЗ №115 и писем ЦБ от 2013-2018 гг. в его рамках, никакой из банков не согласится на проведение подобных операций, кроме как по прямому указанию ЦБ РФ.

А значит — физическим лицам остаётся только одно: менять деньги или через зарубежные биржи, или через обменники, где оплата проводится со счетов физических лиц.

Но и здесь возникает ряд противоречий:

  • Статья 171 УК РФ буквально называется: «Незаконное предпринимательство» и говорит о том, что подобная деятельность сопряжённая с «. с извлечением дохода в крупном размере» . и далее по тексту. Но раз есть возможность уплатить НДФЛ, значит — есть доход? А раз есть доход, то при систематической деятельности, как указано в ст. 2 ГК РФ, будет и прибыль. А значит — и при крупном размере, что не так сложно достичь с курсами криптовалют, и будет и ст. 171;
  • Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в 2017 году вынес решение о блокировке более 40 сайтов, связанных с обменом криптовалюты, включая известнейший агрегатор — bestchange.
  • В связи с усилением контроля за исполнением ФЗ №115 банки, включая СБ РФ, в 2018 году, действительно куда более тщательно проверяют переводы между физическими лицами и блокируют счета без возможности последующей разморозки. Аналогичная практика давно ведётся в ВТБ, Альфа банке и т.д. Если говорить официальным языком, то: «использование криптовалют при совершении сделок по-прежнему является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких операций к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма».

Таким образом, если вы захотите получить доход за тот самый налоговый (кстати, какой — пояснений нет) период, то по факту — не сможете вывести деньги на банковский счёт с легальным примечанием о том, что это операции за криптовалюты, а значит и документально подтвердить подобные транзакции. Тем более — если речь пойдёт о зарубежных криптовалютных биржах или форексах: единственным исключением стоит признать торговлю фьючерсами на Биткоин, которую осуществляют БКС и Финам, но это даже не капля в море, а ничто в квадрате.

Второе — есть и ещё ряд моментов, которые ни мои коллеги, с чванливым видом доказывающие, что криптовалютчики должны раскошелиться, ни сам Минфин не учли:

  • В 2016 году вышло письмо ФНС, где чётко сказано, что служба не знает, как облагать криптовалютные операции налогом, то есть — методики нет;
  • В 2017 году сам Минфин уже издавал другое Письмо, где также не дал никакой методики (как и в письме 2018 года, впрочем);
  • Статья 3 НК РФ помимо обязанности уплачивать налоги, оговаривает: «Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения». Это же тезис прямо вытекает из ст. 19 Конституции РФ. Более того, в этой же, ст. 3 НК РФ, говорится: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев«. Поскольку нет разработанной методики учёта, документально навряд ли получиться подтвердить операции раньше 2016 года, а также в силу перечисленных выше причин — дискриминация здесь прослеживается и весьма не тонко. Особенно в связи со следующим тезисом.
  • Дело в том, что проект Минфина 2015 года и его же проекты 2017-2018 гг. — по-разному подходят к определению криптовалют и токенов: сначала под ними понимались имущественные права, а потом — иное имущество. То есть один налогоплательщик заявит в декларации — имущественные права, а второй — имущество? И то, и другое при этом будет, скажем, Bitcoin’ом? А как на счёт токенов, которые согласно Белым книгам могут быть: и скидкой, и предзаказом, и доступом на платформу, и ПО, и деривативом, и ещё чёрт знает чем.
  • Кроме того, не стал просто так сидеть и сходил, да-да, не позвонил, а прямо физически сходил в налоговую: поговорить с консультантами. Жаль она не дала снять её на камеру: лицо после фразы «я хочу внести в качестве. для уплаты НДФЛ. криптовалюту» — было, пожалуй мимическим — в смысле порождало тысячи Интернет-мемов одновременно. Не думаю, что в других городах и подразделениях налоговой дела обстоят лучше.
Это интересно:  За что можно вернуть налоговый вычет

Но и это ещё не всё: как же быть с юридическими лицами? При чём тут они? Да всё при том же: в силу уже перечисленных принципов Конституции РФ и ГК РФ — они полноправные и равные физическим лицам субъекты.

Если так, то почему поставить криптовалюту на баланс и учесть её, скажем, в расходах нельзя? Если можно, то как быть со всеми указанными табу по ФЗ №115? Если можно — то как?

Таким образом, Минфин уже второй год пытается принудить в буквально смысле платить налоги с того, что а) не определено по правому статусу, б) запрещено фактически (уж ограничено точно) к обороту в РФ, в) не имеет прямого выражения в рублях, кроме как через посредников, которые в России, опять же, никакого правового статуса не имеют.

Одним словом: сначала страшное Министерство магии и порядка распугало всех и вся, а теперь — пробует с напуганных собрать деньги: парадоксально, что даже после состоявшегося, десятилетней давности, прогноза по ПФР, люди готовы платить налоги — просто не знают как, когда и в каком размере.

Остаётся — ждать закон и нормативно-правовую базу к нему; судебную и правоприменительную практику и перестать нести полупрофессиональную чушь о том, что учёт криптоактивов — это легко и просто, особенно на фоне работы с оффшорными и зарубежными компаниями российский фирм через российские банки, норм об иностранных агентах и супер-категорией в области российского IT-права — ЭВМ.

За сим — всё: мой ник Menaskop и

P.S. Впрочем, это явно не всё, но

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

США и Великобритания хотят смягчить налогообложение криптовалют

Недавно Япония смягчила свои налоговые законы, касающиеся криптовалютной торговли и бизнеса. Есть сообщения и о том, что США и Великобритания, где к криптовалютам применяются высокие налоги, могут последовать примеру Японии.

Стремясь в мейнстрим, блокчейн- и криптовалютные фирмы продолжают сопротивляться устаревшему законодательству.

Осознавая это, три крупнейшие экономики мира — Великобритания, США и Япония — предпринимают шаги по регулированию криптовалют и разумному управлению генерируемыми налогами.

Изменения в японском законодательстве классифицируют прибыль от майнинга или торговли как «прочие доходы», которые будут облагаться налогом примерно в 55% для высокодоходных компаний. Финансовые регуляторы в Японии внедрили правовые рамки для определения способов использования криптовалютных активов (тем не менее, в налоговой политике Японии всё ещё остаются некоторые упрощённые подходы при определении тех или иных функций конкретных криптовалют).

В США Постоянный бюджетный комитет Палаты представителей обратился в Службу внутренних доходов (IRS) с просьбой определить условия для налогообложения криптовалют. Комитет стремится к тому, чтобы законы, регулирующие использование криптовалют, были стандартизированы и упрощены.

Наконец, правительство Великобритании также потребовало разъяснений по налогам на криптовалютные активы. Ответственность за решение этой проблемы была возложена на рабочую группу по криптовалютным активам, состоящую из должностных лиц Управления финансового надзора (FCA), Казначейства и Банка Англии. Изучив потенциальные угрозы и выгоды для экономического и финансового сектора страны, группа опубликовала отчёт, в котором представлена её позиция по блокчейну и цифровым активам.

Теперь на повестке дня законодателей этих ведущих экономик встаёт вопрос о том, как сделать вещи более ясными и простыми для долгосрочной перспективы, а также смягчить налоговый режим для криптовалют.

Статья написана по материалам сайтов: hi-tech.mail.ru, vc.ru, coinspot.io.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector